Previous Entry Поделиться Next Entry
Школьная задачка про хиджаб
ikrima wrote in ru_islam

Так получилось, что мы живем в стране, в которой процветает произвол разного рода чиновников и правое бесправие простых людей. Многие из этих «государственных людей» в своей деятельности в подведомственных им учреждениях возомнили себя царями, воспринимая своих подчиненных, а также зависящих от их деятельности людей, рабами. И примечательно то, что чем меньше по статусу чиновник, тем больше он начинает кичиться своим положением и тем более вопиющими бывают их нарушения прав людей. Забыв о том, что они-то и являются «слугами закона» призванными служить на благо простых людей, они сами устанавливают те порядки и правила, которые считают для себя правильными, при этом не обращая внимание на их противоречие закону, а также нарушение чьих-либо прав.

 

Условие

К сожалению, жертвами таких людей становятся и дети. В частности это касается воспрепятствованию в получении среднего образования девочками, которые по религиозным причинам носят хиджаб. Один из последних таких случаев произошел в поселке Шамхал Кировского района Махачкалы с Патимат Абусуфьяновой.

Ризван Абусуфьянов заявил корреспонденту «Кавказского узла», что его дочь не пустили в школу из-за того, что она в соответствие с нормами ислама носила платок. Подобные же жалобы поступили и от других жителей поселка.

Пайзулла Мирзамагомедов сообщил, что директор школы Патимат Магомедова требует, чтобы разрешение на ношение исламского платка дала первый заместитель Кировского района Махачкалы Габибат Гасанова.

При этом директор школы не чуралась оскорблений в отношении учениц носящих хиджаб, неоднократно в присутствие учеников, задавая вопросы: «Может быть, вы носите такие платки из-за вшивости головы и волос?», - рассказал Мирзамагомедов.
Магомедова на просьбу прокомментировать ситуацию заявила, что у школы есть устав, где написано, что можно, а что нельзя носить девушкам. «Хиджаб – это не мусульманская и не дагестанская одежда. Что, наши бабушки так ходили? Я не дам в школе рекламировать ваххабитскую одежду. Пусть в Иране, Саудовской Аравии ходят с закрытыми мордами», - заявила директор школы.
Попытки корреспондента «Кавказского узла» дозвониться до Гасановой ни к чему не привели. В администрации города порекомендовали связаться с начальником управления образования Кировского района Махачкала Людмилой Дубыниной. Вопреки закону «об образовании» Дубынина заявила, что ношение хиджабов запрещено в соответствие с федеральным законом об образовании.

Первый заместитель министра образования и науки Дагестана Нателла Мусалаева заявила, что в законе не обговорено, в чем должны дети ходить в школу, но лично она является противником одевания ученицами хиджаба.

«У нас религия отделена от государства, мы же не диктуем, что и как носить в мечети… Мы рекомендуем учителям проводить разъяснительные беседы с родителями, ученицами. Такую же работу мы проводим и в нашем министерстве», - отметила Мусалаева.

Хиджаб и учебные заведения. Вот условие задачи, которую мы и постараемся решить, опираясь на законы, которыми, согласно российскому законодательству, должны руководствоваться чиновники в своей работе.

Решение

Для начала хотелось бы разъяснить, что согласно российскому законодательству основным законом государства на территории России является Конституция РФ и никакой закон или правовой акт принимаемый органами власти или руководителями учреждений и организаций не должен противоречить этой Конституции.

Так вот, в статье 28 Конституция РФ говорится: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Хиджаб же обязателен для каждой мусульманки. Согласно Корану и Сунне мусульманка в обществе посторонних мужчин должна закрывать все тело за исключением лица и кистей рук. Это устанавливается следующими аятами Корана и высказываниями Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха:

«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин» (Коран. Сура 24, аят 31)

«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный» (Коран. Сура 33, аят 59)

Из высказываний Пророка Мухаммада на эту тему можно привести хадис от его супруги Аишы: «Однажды ко мне зашла моя племянница. Увидев ее, Пророк отвернулся. Я сказала: «Это моя племянница!» Пророк ответил: «Если девушка достигает совершеннолетия и у нее появляется менструация, ей недопустимо выставлять напоказ какие-либо части тела, кроме лица и вот этого (тут Пророк охватил кистью свою вторую руку так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата)».

«Однажды женщины из племени бану тамим посетили жену Пророка Аишу. На них были тонкие прозрачные одежды. Аиша сказала им: «Если вы верующие мусульманки, то это не та одежда, что подобает вам!» А в другой раз к ней зашла невеста, на которой была накинута тонкая прозрачная вуаль. Аиша, увидев это, сказала: «Кто одевается таким образом, тот не уверовал в истинность суры «ан-Нур!»» 

Таким образом, мы видим, что хиджаб является обязательным предписанием религии для мусульманок, и согласно статье 28 Конституции РФ никто не имеет права чинить препятствия в осуществлении гражданами своих религиозных прав и обязанностей.
Далее часть 3 статьи 29 Конституции РФ говорит о том, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. В комментариях к этой статье указывается, что  этот запрет, предусмотренный в ч. 3 ст. 29 Конституции РФ, обязаны соблюдать все – государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения, их должностные лица, все члены общества. Тем самым охраняется внутренний мир человека, гарантируется свободное развитие личности.

Часть 2 статьи 55 Конституции РФ запрещает издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Более того, в соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ даже в условиях чрезвычайного положения, которое может вводиться государством для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах права и свободы, предусмотренные в том числе статьей 28 Конституции РФ – свобода совести и свобода вероисповедания.

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» в свою очередь копирует конституционные нормы о праве человека на свободу совести и вероисповедания и в части 2 статьи 2 указывает на то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать этому Федеральному закону. В случае противоречия ему нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях».

Помимо этого, Конституция РФ статьей 43 устанавливает право каждого на образование, которое является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

В статье 5 закона «Об образовании» говорится: «Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости».

Также закон «Об образовании» не устанавливает определенной формы одежды для учеников.

Ответ

Исходя из этих положений становится ясно, что директора учебных заведений, и другие чиновники не имеют права запрещать ученицам в хиджабе, посещать занятия в школе или исключать их из школ. Уставы и любые другие инструкции, которые ими издаются и которыми устанавливается запрет на ношение в учебном заведении хиджаба не имеют юридической силы, так как противоречат Конституции РФ и федеральным законам, нарушая право граждан на свободу совести и права на получение образования.

Также хочется напомнить, что согласно закону «О свободе совести и религиозных объединениях» воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Тем же директорам школ, которые считают, что хиджаб не является мусульманской одеждой и что наши бабушки не покрывали свое тело по форме хиджаба, хочу посоветовать побольше читать соответствующую литературу, а еще посетить Дагестанский государственный объединенный музей на центральной площади Махачкалы, чтобы ознакомиться с одеждой наших предков. Незнание в таких элементарных вещах, мягко говоря, не красит человека, который по долгу службы должен просвещать других людей.

Тем людям, чьи права нарушаются по религиозным причинам, хочу посоветовать не отчаиваться и бороться за свои права. Если вашему ребенку не разрешают посещать школу по причине хиджаба, потребуйте от директора школы письменного разъяснения этих причин. Дальше вы можете обращаться в суд, чтобы он восстановил нарушенные права вашего ребенка. Кстати, это касается и учащихся ВУЗов.

Мы должны пользоваться теми правами, которые нам предоставляет государство, чтобы мы смогли исполнять свои обязанности, предписанные нашей религией. Да, отстаивание своих прав может оказаться делом не из легких. Возможно, нам придется пройти немало инстанций, но мы не должны терять надежду, как это уже сделали мусульманки России добившись через суд фотографироваться на паспорт в платке.

Мавлудин Караханов
 


 

  • 1
О! было бы еще чудесно получить от работодателя письменный отказ за неприем на работу из-за платка, а то в этот самый суд идти не с чем.

В принципе этот отказ необязателен. Вы можете и так можете привлечь их к суду в качестве ответчика, и уже там они будут давать объяснения.
Опять же, не факт, что ваше заявление удовлетворят сразу в первой же инстанции, но попробовать пойти до конца (вплоть до европейского суда) можно, да и наверное и нужно.
И конечно же, с самого начала надо полагаться на помощь Аллаха)

Прочитала эту новость на какм-то исламском портале. Была потрясена невежством , особенно этими фразами : «Может быть, вы носите такие платки из-за вшивости головы и волос?»,
«Хиджаб – это не мусульманская и не дагестанская одежда. Что, наши бабушки так ходили? Я не дам в школе рекламировать ваххабитскую одежду. Пусть в Иране, Саудовской Аравии ходят с закрытыми мордами»
Не понимаю, чему могут научить эти необразованные люди детей? Они же элементарных понятий этики не имеют.
В общем грустно....

Конечно, и грустно, и даже страшно, когда видишь людей, которые "учат" наших детей. Эти их слова могут говорить об их невежестве, а также о том, что они говорят на эмоциях. Просто они сами не хотят носить хиджаб и поэтому пытаются вымести свою злость на самом хиджабе и на тех, кто его носит...

Кстати, перед тем как закончить эту статью я решил проконсультироваться у судей Верховного суда Дагестана. Это были две женщины судьи, очень грамотные в плане юриспруденции. Но надо было слышать, как они завелись по поводу хиджаба... Начали приводить нелепые аргументы в пользу того, что хиджабу в школе не место. Кстати, одна из них также сказала про вши...

Самый серьезный в плане закона аргумент, который они привели говорил о том, что ребенок до 14 лет недееспособный и поэтому хиджаб будет расцениваться как оказание давления на него (?)

Хм... Если следовать их логике, то дети до 14 лет должны ходить голыми, потому что, чтобы не одел родитель на своего ребенка, все должно расцениваться как давление.

Одним словом, были эмоции

  • 1
?

Log in

No account? Create an account